Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Экскурсия в природу как форма организации экологического воспитания дошкольников

Дата: 3 июня 2015 в 14:07

«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,

не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется

той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».

К.Д.Ушинский.

 

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление воспитанников с родной природой через экскурсии - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов:

- экскурсии в природу должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;

- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения;

- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;

- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями в природу;

- на экскурсиях воспитательные, обучающие и развивающие задачи должны решаться в единстве.

Моя подготовка заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечая экскурсию, исхожу из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, я выбираю наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии исхожу из физических возможностей детей. Как бы ни было знакомо место экскурсии, за день, за два до неё осматриваю его. Побывав на месте будущей экскурсии, уточняю маршрут, нахожу нужные объекты, намечаю содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаю места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей начинается с сообщения мной цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Я напоминаю детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии обращаю внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии я  готовлю экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы, иногда с привлечением детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование находиться в определённом месте. Перед экскурсией я тщательно продумываю, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Проводится работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал мы с детьми размещаем в уголке природы (растения ставим в вазы, в цветочные горшки.

Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читаю художественную литературу, заслушиваю рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение провожу обобщающую беседу.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности воспитанника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей будут иметь лишь те экскурсии в природу, которые правильно подготовлены и организованы. Чаще всего впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Я проводила диагностирование знаний детей и выяснила, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному городу.

Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

 

Список литературы

 

1. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. Авт. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. - М.: Просвещение, 1983г.

2. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.

3. Маневцова Л.М. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.