Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для воспитателей "Планирование работы по формированию навыков пожарной безопасности"

Дата: 3 июня 2015 в 14:12

Формированию навыков пожарной безопасности у воспитанников в   учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь уделяется большое внимание. Основным стержнем данной деятельности является грамотное планирование образовательной  работы с детьми. Эффективному решению задач программы  в данном направлении будет способствовать использование следующих принципов:

  • систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса  обучения. Только наличие  системы в планировании работы педагога с детьми позволит достичь результативности;
  • принцип «не навреди!» - предполагает отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении программного материала детьми; обеспечение ребёнку позитивного опыта познания мира, жизни;
  • постепенности – предусматривает постепенную подачу материала от простого к сложному, частое повторение правил и норм;
  • доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность;
  • оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения;
  • связи теории  практикой – позволяет применять полученные  детьми знания, сформированные представления на практике.

  Образовательная работа с детьми по  формированию основ пожарной безопасности осуществляется в следующих направлениях:

  1. Человек и его жизнь среди людей в предметном и природном окружении.
  2. Основы безопасного поведения человека.

  Ознакомление детей с основами пожарной безопасности включает в себя следующие компоненты:

  • ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью;
  • развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
  • практический – практическое осуществление и применение познанного.

Содержание образовательной работы по  формированию у воспитанников основ пожарной безопасности должно учитывать специфику данного периода (гроза, опасность лесных пожаров во время летней жары и т.п.). Реализуется оно во время различных режимных моментов (в утренние промежутки времени, во время дневной прогулки, во второй половине дня) не реже 1 раза в неделю через  специально организованные формы работы с детьми:

  • художественно-творческую деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музицирование);
  • познавательную практическую деятельность;
  • развитие движений;
  • беседы с детьми.

Начиная с младшей группы, детям рассказывают о последствиях неосторожного обращения огнём. Поскольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, они должны наблюдать за трудом электрика, сотрудника МЧС, дворника, повара.  Формирование навыков пожарной безопасности должно сопровождаться большим количеством наглядности (альбомов, иллюстраций, детской художественной литературы, видеофильмов). У детей постарше (средняя, старшая группа) закрепляют правила пользования телевизором, магнитофоном, компьютером, пополняют представления о пожарной безопасности. Они учатся общаться по телефону, вызывать сотрудников пожарной службы на случай чрезвычайной ситуации. Содержание работы должно дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях. Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные  направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно лишь запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Надо расширять представления воспитанников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуацию, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. При этом не только следуют принципу информативности, но и учитывают эмоционально-чувственные особенности детей. Воспитанникам не нравятся строгие назидания, поучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, сказки, рассказы, поговорки  («Спичку не тронь – в спичке огонь», «Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся» и т.п.). В содержании работы с детьми желательно использовать стихи и стихотворные строки, сказочные сюжеты и персонажи. Они помогают разнообразить и оживить детскую деятельность, более образно и выразительно представить педагогу информацию о правилах пожарной безопасности детям.  

Формы работы с детьми должны дать им возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях. Основной формой работы с детьми по объяснению опасности огня являются разъяснительные беседы.  Когда у детей имеется уже некоторый опыт и представления о предметах и явлениях, можно использовать такие беседы, как «Один дома» (о правилах поведения с предметами быта), «Опасно – спички!» (о том, что спички – не игрушка), «Если возник пожар» (о правилах поведения при возникновении пожара) и другие.

Основная деятельность воспитанников – игра. Широко должны использоваться дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, игры ТРИЗ-технологии. Они могут быть включены в любой из режимных моментов, начиная с приёма детей, физкультминуток и заканчивая гигиеническими процедурами. Игра даёт каждому ребёнку возможность побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с чьей-либо помощью найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Так, можно использовать следующие игры: «Добрый и злой огонь», «Собери пожарную машину», «Знакомая коробка» (опасные предметы), конструкторские игры «Мой дом», «Пожарное депо» и др.  Старшие воспитанники знакомятся с простейшими правилами пользования бытовыми приборами – с этой целью проводится сюжетно-ролевая игра «Семья». Создавая интерьер квартиры, дети обязательно пользуются игрушечным телевизором  или магнитофоном. Воспитатель обращает внимание, что бытовой электроприбор может стать причиной пожара.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой  тренинг. Ход тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим: «Какие правила поведения надо соблюдать дома, чтобы не возник пожар?», «Как следует вести себя в лесу?»,

«Каковы должны быть действия людей, если возник пожар?»  и др. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

Понятным и близким для воспитанника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие – наиболее эффективный метод нравственного воспитания. Оно пробуждает в воспитанники чувство сопереживания, желание помочь, защитить слабого. Литературные произведения Л. Толстого «Пожарные собаки», С. Маршака «Кошкин дом» способствуют совершенствованию навыков поведения при пожаре, представления об опасных для жизни  здоровья предметах, правилах пользования ими. Также при ознакомлении с правилами пожарной безопасности можно использовать стихотворение К. И. Чуковского «Путаница».

Знакомя детей с трудом пожарных, целесообразно использовать такую форму работы как экскурсию. В пожарной части, например, дети  узнают о том, что для борьбы с огнём используется специальная техника и оборудование. По сигналу тревоги пожарная команда срочно выезжает к месту пожара, а весь городской транспорт уступает дорогу пожарным машинам, т.к. они спешат на помощь людям, которым угрожает опасность. Во время экскурсий по детскому саду детям следует показать специальные места, где находятся огнетушители, ящик с песком, лопаты, пожарные рукава, сигнализация, автономные пожарные извещатели (АПИ). Внимание детей также обращают на запасные выходы, предназначенные для эвакуации людей на случай пожара.

Для активизации познавательной деятельности детей рекомендуется проводить творческие вечера, викторины, конкурсы, праздники. Тематика таких мероприятий может быть следующая:

  • «В гостях у Лешего» (правила поведения в лесу),
  • «Посвящение в юные пожарные»;
  • «Огнетушик приглашает друзей»;
  • «Знатоки правил пожарной безопасности»;
  • «С огнём не шути!» и др.

Ежегодно в учреждении дошкольного образования проводится тематическая неделя безопасности жизнедеятельности. Проводится предварительная работа: зам. заведующего по ОД составляет план проведения такой недели. На основе его воспитатели дошкольных групп разрабатывают тематические планы работы своей группы, включающие: игры, конкурсы, эстафеты, экскурсии в пожарную часть, чтение художественной литературы, встречи с сотрудниками МЧС, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, выставки, трудовые поручения детям и т.п. В конце недели с детьми проводится итоговая беседа.

Продуктивной формой работы по закреплению правил пожарной безопасности у детей, развитию их творческих способностей является организация выставок рисунков, поделок по темам – «Пожарные – профессия мужественная», «Наш безопасный мир», «Огонь – наш друг и враг» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.:  АСТ, 1998.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. -М.: Сфера, 2010. - 64 с.

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.