Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- формировать представления детей о свойствах воды;
- обогащать тактильный опыт детей;
- закрепить представления детей о домашней птице (петух);
- активизировать словарь детей (льётся, мокрая, прозрачная, яркий разноцветный, отражение).
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику рук, отрабатывать графику прямых линий;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Воспитательные задачи:
- воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
- вызвать желание у детей оказывать помощь.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание, вопросы, уточнения, показ воспитателя, художественное слово, продуктивная деятельность детей.
Оборудование: игрушка петушок, посуда для экспериментирования с водой (тарелочки, баночки по количеству детей), камешки, бумажные салфетки, гуашь коричневого цвета; листы бумаги с изображением луж, на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с домашними птицами;
- чтение и заучивание потешки «Петушок»;
- игры с водой «Тёплая - холодная», «Искупаем куклу Катю»;
- цикл занятий по изобразительной деятельности (прямых линий кистью, пальчиком).
Ход занятия:
Дети входят в группу здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это петушок. Посмотрите, какой он красивый, у него яркие разноцветные пёрышки. Какого они цвета? Какого цвета борода, гребешок? (дети рассматривают петушка, отмечают характерные особенности).
Воспитатель: Ребята, петушок хочет что – то вам рассказать, давайте послушаем.
Ку – ка – ре – ку!
К вам ребята я спешил
Прямо в лужу угодил
Промочил в ней ножки,
В луже нет дорожки.
Наклонился над водой
И увидел в луже … Ой?
(Воспитатель прикладывает к ногам петушка силуэт лужи, где отражение петуха).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого увидел петушок в луже с водой (предложения детей).
Воспитатель: Давайте мы подойдём к столу, и присядем на стульчики. Перед вами стоят тарелочки с водой. Представьте, что это маленькие лужицы. Посмотрите, в них внимательно, кого вы видите в тарелочке? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно вы увидели в своей тарелочке себя, своё отражение, что вы увидели? (Хоровое и индивидуальное повторение слова «отражения»).
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что в воде можно увидеть своё отражение, давайте посмотрим, что можно ещё увидеть в воде?
Воспитатель: Скажите, что я сейчас делаю? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, я наливаю, в баночку воду. Из кувшина вода льётся прямо в баночку. Скажите, что я делаю? (повторение слова «льётся», «лить»).
Воспитатель: Дети, перед собой вы видите камешки. Возьмите их и опустите в баночку с водой. (Дети выполняют действия)
Воспитатель: Камешки плавают или опустились на дно баночки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, камушки тяжелые, поэтому они опустились дно баночки. Скажите, видны вам камешки через стекло, давайте посмотрим (дети проводят опыт и дают ответ).
Воспитатель: А теперь посмотрите на воду сверху, видим теперь мы камушки?
Воспитатель: Да ребята, мы с вами видим камушки через стекло, сверху баночки, потому что вода прозрачная, сквозь неё мы всё видим. Какая вода? (прозрачная)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему петушок промочил ножки, когда наступил в воду? (предположения детей)
Воспитатель: Правильно, потому что, что вода мокрая, сейчас мы с вами в этом убедимся. Попробуйте, обмакните пальчик в воду, какой он стал? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята нашему петушку пора возвращаться домой, а он не знает, как можно пройти через лужу, не замочив ножки. Он просит вас помочь перебраться через неё. Поможем петушку?
Воспитатель: Но сначала покажем петушку, как мы сами умеем перебираться через лужи;
Воспитатель: По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам
Через лужу прыг,
Через лужу скок,
Мы пришли на бережок.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам, и помочь петушку.
Что вы ведете перед собой? (лужи)
Воспитатель: Правильно, через них нужно петушку пройти, не замочив ножки. Мы с вами нарисуем мостик. Мостик мы с вами будем рисовать пальчиком. Обмакиваем пальчик в краску и проведём мостик через лужу.
Воспитатель: Салфеткой вытираем пальчики, чтобы они снова стали чистыми (дети вытирают пальчики).
Воспитатель: Ребята, петушок благодарит вас за помощь и угощает вас своим лакомством – золотистыми зёрнышками.
Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / НИО. – 2012. – 416с.
- Лобынько, Л.В. Игры – занятия детей раннего возраста, / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. – Минск : ИВЦ Минфина, 2011. – 200с.